Составляем техзадание на разработку сайта
Составляем техзадание на разработку сайта

Техническое задание в digital-индустрии – это обладающий юридической силой документ, где недвусмысленно прописаны цель, структура, способы реализации и конечный результат проекта. В нашем случае – разработки сайта. Составляют ТЗ на основе брифа, который заполняет клиент, с учетом квалификации исполняющей стороны. Наличие его гарантирует, что между заказчиком и разработчиком не возникнет (или почти не возникнет) недопонимания на этапе сдачи-приемки готового продукта.

Ниже мы разберемся, как составить ТЗ, не допустив распространенных ошибок.

Зачем нужно техническое задание

В первую очередь, ТЗ необходимо, чтобы обозначить измеряемые критерии качества готового продукта. Варианты из серии «мне нужен хороший сайт, который понравится клиентам» – прямой путь к ситуации, когда заказчик и исполнитель представляют себе совершенно разные вещи, а в итоговом согласовании выходят на конфликт и чувствуют себя обманутыми.

Наличие ТЗ решает следующие задачи:

  • детально обозначить параметры и функциональные возможности сайта;
  • предупредить значимые расхождения в видении конечного результата между заказчиком и исполнителем;
  • указать измеряемые критерии для оценки качества продукта;
  • юридически защитить интересы обеих сторон договора.

Наличие технического задания приносит вполне осязаемую пользу. Так, в процессе составления проясняются моменты, которые необходимы для выполнения сайтом бизнес-задач, уровень компетенции исполнителя, прописываются недоработки, которые он обязуется устранить бесплатно (при их наличии, естественно), четко вырисовываются цифры бюджета. С другой стороны, исполнитель глубже понимает желания заказчика и получает страховку на случай несанкционированных капризов.

Кто составляет ТЗ

Что бы вам ни говорили, составлением техзадания на разработку сайта занимается исполнитель. Это логично, поскольку большинство заказчиков смутно представляют, чего хотят, формулируя это как «красивый сайт под мой бизнес», и, тем более, не имеют ни малейшего понятия, как это реализуется в техническом плане.

При этом основой для ТЗ является бриф, который заполняет заказчик, ориентируясь на свои представления о конечном результате.

Как грамотно заполнить бриф на создание сайта

По сути бриф – обычная анкета, в полях которой заказчик уточняет требования к будущему ресурсу. Уважающая себя web-студия любое общение начинает с его заполнения, а ответы ложатся в основу технического задания. Собственно, последнее и есть бриф + комментарии специалистов, которые будут заниматься разработкой сайта.

При заполнении брифа заказчик озвучивает следующие моменты:

  • полная информация о компании – от года основания до перспектив на следующие 10-15 лет;
  • цель, с которой решено заказать разработку сайта, и основной круг задач ресурса;
  • примеры, на его взгляд, достойных сайтов с указанием, что именно там нравится;
  • портрет типичного представителя целевой аудитории;
  • перечень конкурентов;
  • опции, которые необходимы для работы сайта (поиск, обратная связь, платежные системы и т. д.);
  • кто будет управлять готовым ресурсом (менеджер компании или необходима техническая поддержка сайта сторонними специалистами);
  • множество других аспектов по ситуации.

В зависимости от ниши бизнеса, масштабов проекта, квалификации специалистов заказчика вопросы брифа могут корректироваться. Главное, чтобы сложилась максимально стройное и четкое видение конечного результата.

Распространенные ошибки при составлении ТЗ

Как бы тщательно обе стороны ни подходили к составлению ТЗ, недоразумения случаются. Свести их к минимуму поможет знание о часто возникающих острых аспектах.

Не установлен дедлайн

Вольный художник способен творить бесконечно… Чтобы не ждать своего сайта годами, четко пропишите конечный срок сдачи, а также термины по промежуточным разделам. К примеру, главная страница должна быть готова к 4 апреля, а карта на странице контактов – к 10 апреля. Для дополнительной стимуляции специалистов можно добавить штрафные санкции в случае срыва установленных дат.

Потеря доступа к сайту

Как правило, регистрацией хостинга и домена занимается разработчик. По окончанию работ он передает владельцу ресурса все доступы. Второй вопрос, что последние их просто теряют. Поэтому бумагу с непонятными цифро-буквенными обозначениями стоит поместить в папку с документами по сайту, а также продублировать информацию в облако.

Недостаток визуальных примеров

Одно из самых больших разочарований: дизайнер нарисовал картинку, которая даже отдаленно не совпадает с представлениями заказчика. Причина тому – отсутствие или недостаток в ТЗ визуальных образцов в виде изображений, ссылок, распечаток. Одни и те же слова мозг разных людей интерпретирует по-разному, поэтому везде, где можно показать вместо рассказать, показывайте.

«Плавающие» формулировки

Избегайте всего, где нет четко обозначенных измеряемых критериев. Например, не «цвет тронутого пеленой голубого неба», а № 5012 в каталоге RAL, не «жирненький заголовок», а «заголовок шрифтом 21 pt».

На усмотрение второй стороны

Это, пожалуй, самая опасная формулировка. В любой момент вторая сторона может усмотреть все, что угодно, но будет ли это для вас приемлемым – большой вопрос.

Вывод

Техническое задание – обязательная составляющая разработки сайта. Чем оно подробнее и нагляднее, тем эффективнее результат. При этом мало составить грамотное ТЗ – потребуется также промежуточный контроль его выполнения на каждом этапе.

Связаться с нами
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой в отношении обработки персональных данных